Кружок "Мир Сенсорики"

    1. Направленность  кружка.                                                     

 Кружок «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Новизна.

Новизна  заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности  педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также  имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.

    3. Актуальность .

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению  потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста  в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие»  привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. 

Проведение  кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

   

    4. Отличительные особенности.

Отличительной особенностью кружка является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи.  Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической  деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе. 

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного  тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к  изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет  дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения  материала обусловлено  и объективными  условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. 

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

   

    5. Педагогическая целесообразность программы.

    Основными принципами, заложенными в основу кружка являются:       

    - Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств  в предмете.   Это развивает его способность отделять  свойства от самого предмета).

    - Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

          - Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    - Принцип индивидуальности, предполагающий  индивидуальную работу  с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

    - Принцип  комфортности для каждого ребёнка, предполагающий  создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха. 

    - Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и  способствовать взаимопомощи. 

6. Цель кружка.

Целью кружка «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

    7. Задачи кружка . 

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:      

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее); 

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

 Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

 Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»: 

- формирование  у  воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитание усидчивости, целенаправленности.

   

    8. Возраст детей. 

    Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» - 3-4 года.

    С целью повышения результативности реализации кружка предполагается проведение занятий по  подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

    

    9. Срок реализации кружка

    Программа рассчитана на 1 год обучения.

   

    10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы  кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут.  Программа рассчитана на 32  учебных занятия.

   

    11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. 

    В результате освоения программы воспитанники будут:

    - знать:

    - шесть основных цветов спектра и  их названия, оттенки  цветов и  их названия, систему цветов;

    - пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал,  прямоугольник) и их названия;

    - вкусовые качества овощей и фруктов.

    - уметь:

    - идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;

    - подбирать предметы по образцу; 

    - группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);

    - сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;

    - чередовать предметы по величине;

    - расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;

    - сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;

    - обозначать величину предметов словами;

    - воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;

    - находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;

    - словесно описывать формы предметов.

    - владеть: 

    - приёмами обследования формы;

    - действиями подбора по образцу;  

    - способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по  осязательно воспринимаемому образцу.

    В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются  необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

    

    12. Форма подведения итогов.

    Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка  уровня сформированности следующих умений:

    - различать предметы по величине (большой – маленький, больше

    - меньше);

    - различать предметы по форме (кубик, шарик);

    - образовывать группы однородных предметов;

    - выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

     Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).

Программа занятий

Программа занятий "Кружок по развитию сенсорных эталонов «Мир сенсорики»"

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie